Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система


Сунниты соотносят идеал правления с тем временем, когда Пророк Мухаммад был духовным предводителем религиозной общины мусульман и одновременно ее политическим руководителем. Халифат предстает как воплощение всемусульманской государственности во главе с халифом, который избирался уммой и обладал как духовными, так и светскими полномочиями. Основой организации государственного управления служил принцип аш-шура (совещательности), что практически означало приобщение авторитетных мусульманских духовных лиц к обсуждению государственных дел, к принятию управленческих решений.



Мусульманское право – это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры, поэтому изучение проблем мусульманского права является достаточно актуальным вопросом науки сравнительного правоведения, требующим разностороннего подхода к его изучению. В настоящее время в мире происходят процессы интеграции и взаимодействия между странами, а, значит, интерес к изучению правовых систем других стран не угасает, а напротив, все более усиливается.


Ьманская правовая система


Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается.

Задача законодателя — открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново. Иджма — общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями — муфтиями, судьями — кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках; Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип “ иджтихад” — свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела.

Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу — казуистического характера) мусульманского права.

Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается.

Задача законодателя — открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Иджма — общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями — муфтиями, судьями — кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках; Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права.

Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.

К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку».



Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой.

В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку».


Мусульманская правовая семья


коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны.


Мусульманская правовая система (мусульманское право)


Иджма — положения древних правоведов, знатоков ислама, содержащие обязанности правоверных.

Кияс содержит суждения по аналогии.

Система мусульманского права характеризуется делением на публичное и частное.

Однако, как свидетельствует известный специалист мусульманского права Р.Л. Сюкияйнен, мусульманское право в большей своей части — частное право ( Сюкияйнен Р.Л.

Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М. 1986.